19 июля 2007
4285

Юрий Росляк: Зам знает, что делать

Юрий Росляк: "К 2025 году подтянем зарплату в Москве до среднеевропейских показателей, как и говорил мэр"

Заместитель мэра, руководитель комплекса экономической политики и развития Юрий Росляк на время отставки не стал менять табличку на дверях своего кабинета. Обозревателя "МК" он встретил за заваленным бумагами рабочим столом и прямо с порога заявил, что ни в МЭРТ на смену Андрею Шаронову, ни в Минрегионразвития в помощники Яковлеву не собирается. - Чтобы я ушел из Москвы? Не дождетесь! Так своим коллегам и передайте, - предупредил Росляк.

- Юрий Витальевич, выступая недавно в Мосгордуме, мэр Москвы заявил, что средняя зарплата в столице вырастет до 43 тысяч рублей. Мы не ослышались?

- Ошибки здесь нет, и ничего удивительного я тоже не вижу. Вы знаете, какая сейчас средняя зарплата в городе? Я вам скажу: с января по апрель 2007 года она составила 26762 рубля, за апрель - 28700 рублей. Это данные официальной статистики Мосгорстата, учитывающей только "белую зарплату". Такими темпами к концу года мы вполне можем выйти на уровень 30 тыс. руб. А к 2025 году подтянем зарплату в Москве до среднеевропейских показателей, о чем и говорил Юрий Михайлович.

- Однако москвичи говорят, что данные статистики сильно отличаются от тех сумм, которые они реально получают на руки. Вот, например, какая зарплата у бюджетников?

- У работающих в социальной сфере сейчас в среднем 17 тысяч 200 рублей. Конечно, мы понимаем, что высокий общегородской уровень оплаты труда обеспечивают работники определенных сегментов экономики, в частности сотрудники банков и энергетики. Наша задача в том, чтобы за ближайшие 3-4 года подтянуть бюджетную сферу к уровню средней зарплаты по Москве. Очередной шаг в этом направлении мы сделаем уже в следующем году, когда в городе не останется ни одного бюджетника, даже работающего по самому низкому разряду тарифной сетки, который получал бы меньше прожиточного минимума.

- Москва дала федеральным властям еще одно обещание - досрочно удвоить размер валового регионального продукта (ВРП). Когда мы его выполним?

- В 2009 году. Для всей страны срок удвоения ВВП был поставлен к 2010 году, однако, если послушать прогнозы, в целом по России план выполнить скорее всего не удастся, поскольку сейчас рост находится где-то на уровне 6-6,5%. В Москве по итогам 2005 года (только недавно появились итоговые данные статистики) рост ВРП составил 12,3%, в 2006 году, мы думаем, будет где-то на уровне 15%. Но нам этого все равно мало, мы будем стремиться улучшить результат.

- Юрий Витальевич, какова судьба федеральных памятников? Вы говорили, что в начале июля их судьба окончательно решится и город получит возможность стать полноправным собственником сотен исторически ценных объектов.

- Мы со своей стороны сделали для этого все, что от нас зависело. Напомню, что в ходе длительного разбирательства, кому должны принадлежать памятники федерального значения, было решено оставить за государством только те объекты, в которых размещаются органы государственной власти, управления и госучреждения. А все остальные памятные здания передать в собственность регионов или муниципалитетов. Разумеется, при наличии согласия с их стороны. Каждый регион должен был до 1 июля 2007 года сформировать и передать в Росимущество перечни памятников, ответственность за содержание которых местные власти хотели бы взять на себя. Мы это сделали досрочно, поскольку уже имели ранее согласованный с МЭРТом список объектов, подлежащих оформлению в собственность Москвы.

Однако вот уже середина июля, а Росимущество, которое должно было завизировать документы, только направило их в Министерство культуры, проекта распоряжения Правительства РФ еще нет.

- Может быть, сроки еще не вышли?

- Росимуществу приказом МЭРТа давалась на согласование неделя, максимум 10 дней. А московские перечни "мариновались" в этом ведомстве около месяца. Причем ответа на наши запросы об их судьбе мы тоже не получили.

С какой целью это делается, нам, честно говоря, непонятно. Очевидно лишь, что Росимущество пытается проводить самостоятельную политику, в корне противоречащую достигнутым ранее договоренностям. Мы не можем начать процедуру оформления прав собственности на памятники и, соответственно, приступить к их реставрации, хотя для многих объектов промедление в прямом смысле смерти подобно.

- Планируете снова обращаться в суд?

- Пока, как вы знаете, на все судебные разбирательства в этой области наложен мораторий. Однако мы надеемся, что здравый смысл рано или поздно восторжествует. Желательно, конечно, чтобы ожидание не растянулось на несколько лет, поскольку без хозяина памятники приходят в негодность. Не согласовав наш перечень, Росимущество также не может начать регистрацию прав собственности на объекты, которые остаются у государства. Это должен быть параллельный процесс. Никакой иной вариант для нас неприемлем.

- С памятниками пока не получается. Но повод для радости все-таки есть: Госдума утвердила в третьем чтении порядок продажи земли под приватизированными предприятиями по московскому варианту. Это греет?

- Это абсолютно справедливое решение, и мы рады, что, несмотря на сильнейшее сопротивление лобби, нам удалось отстоять свою позицию. Кстати, на это ушло более двух с половиной лет. Механизм действия модели понятен. Если промпредприятие собирается развивать основные фонды или переориентируется на выпуск другой продукции, оно сможет приобрести земельный участок в собственность по льготной цене. Однако, если собственник планирует изменить функциональное назначение объекта и вместо завода построить, скажем, торговый центр, ему предварительно надо будет заплатить государству разницу между льготной, уже уплаченной ценой и кадастровой стоимостью земли, предусмотренной для нового, предполагаемого вида деятельности. Для торговых предприятий, естественно, она будет значительно выше, чем для промышленных.

- Как эта норма на практике будет действовать в Москве?

- Отмечу, что это закон прямого действия, и на практике он начнет применяться со следующего года. Выглядеть это будет так: собственник предприятия берет площадь своего земельного участка, умножает ее на кадастровую стоимость для разрешенного вида использования (это открытая, публичная информация) и на поправочный коэффициент, соответствующий тому виду деятельности, который он намерен на этом участке развивать. Больше ни у кого никаких разрешений, согласований получать не нужно.

- А как узнать, какой коэффициент будет применяться, например, для предприятий автомобильной промышленности?

- Это определит Мосгордума. Как вы знаете, предельный уровень установлен федеральным законом в размере 20%. Теперь Москва должна принять свой местный закон, устанавливающий процент отчислений для каждого вида деятельности.

- Этот закон принимался в том числе как мера борьбы с рейдерами. Вы считаете, цель достигнута?

- На наш взгляд, закон защищает реальный сектор экономики от недружественных захватов. Рейдеры вряд ли захотят на таких условиях заниматься перепрофилированием предприятий, поскольку финансовые расходы значительны, а вся расчетная прибыль в итоге уйдет в карман государства.

- По вашим оценкам, процесс приватизации земли с принятием нового закона активизируется?

- Безусловно. В городе много желающих стать собственниками земельных участков, однако по старой схеме - за 30 ставок земельного налога - немногим собственникам это было под силу. Новая финансовая схема существенно облегчает приватизацию для тех, кто намерен сохранить профиль своего предприятия.

- А как насчет продажи свободных земельных участков в собственность?

- Пока мы не планируем продавать землю в собственность тому, кто имеет лишь намерение реализовать на данном участке некий инвестиционный проект. Предметом земельных торгов будет продажа прав аренды. И до создания собственности это будут арендные отношения.

- А потом?

- Потом собственник вновь построенного объекта сможет приватизировать земельный участок, на котором он расположен, по действующей в городе процедуре.

- Это примерно через сколько лет?

- Для небольших объектов сроки реализации составляют 2,5-3 года, для крупных - где-то 4-5 лет.

- Инвесторы часто жалуются, что сроки реализации проектов растягиваются из-за плохого качества конкурсной документации. Многие моменты приходится досогласовывать уже после торгов.

- Мы эту проблему признаем и сейчас дорабатываем требования к градостроительной документации, которая входит в состав конкурсной. Наша задача сделать так, чтобы в ней содержались исчерпывающие сведения для инвестора. Чаще всего предметом спора и досогласований является инженерия, а также параметры будущего объекта. Так вот мы хотим четко прописать все требования, вплоть до архитектурного облика здания, если речь идет о строительстве в исторической части города. Тогда инвестор сразу после конкурса сможет приступить к рабочему проектированию, не тратя время на хождение по инстанциям

Елена Егорова
Московский комсомолец, 19 июля 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован