29 марта 2007
3469

Юрий Росляк: Как управлять своим жильем?

Главным этапом жилищно-коммунальной реформы является переход от государственного управления домами к коммерческому. Для их обслуживания необходимо выбрать управляющую компанию. Москвичи столкнулись с этим еще в прошлом году. Как выяснилось, выбирать-то москвичам было не из чего. Частных добросовестных фирм, занятых в этой сфере, было ничтожно мало. Нет и многих нормативных документов. Поэтому первое, что могло случиться, - это возникновение фирм-однодневок, которые успели уже обобрать и обмануть жильцов не одного столичного дома. Как не допустить такие ситуации? С этого вопроса началась очередная передача, в которой принял участие первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк

Корреспондент: Неудивительно, что, боясь подобного, многие москвичи, не имеющие больших претензий к своим ДЕЗ, решили видеть именно их в новом качестве. ДЕЗ оказались надежнее тех, кто может прийти со стороны. Таких москвичей оказалось около 60 процентов. Однако недавно появилось немало публикаций в СМИ, в которых юристы утверждают, что ДЕЗ не может стать управляющей компанией, а те префектуры, которые одобрили такой выбор жителей, нарушили закон. Эти статьи взволновали и тех, кто уже свой выбор сделал, и те, кому еще это предстоит. Ведь на сегодня предлагающие свои услуги компании - это, как говорится, кот в мешке. Жители домов справедливо боятся быть обманутыми. Но, как оказалось, еще одной важнейшей проблемой для жителей каждого дома и жителей в целом является межевание земельных участков под многоквартирными домами. В городе продолжается межевание земель для передачи жителям многоквартирных домов. До конца неясно, сколько же земли должно быть передано каждому дому. Ведь спорткомплексы, зеленые зоны, большие благоустроенные дворы, спортплощадки строили на несколько домов, а то и на целый микрорайон. Как теперь все это разделить между домами? Сегодня при разделении земли между жителями домов много очень серьезных конфликтов. Поэтому главный архитектор Москвы Александр Кузьмин предложил передавать в собственность дома только минимум земли, так называемой подошвы, на которой он стоит. Так решено или нет, сколько и как теперь будет передаваться земли в собственность многоквартирных домов? Юрий Росляк: В правительстве Москвы сложилась достаточно определенная позиция. Главное при решении этой проблемы - не спешить. Те, кто готовил нормы Жилищного кодекса, заставили органы власти быстро-быстро дать возможность всем определиться и нанять управляющую компанию. На этой волне, в этих условиях спешки возникло много желающих погреть себе руки. Мы считаем, что недопустимо, чтобы этот процесс, который является одним из базисных при проведении жилищно-коммунальной реформы, проводился в такой спешке. Поэтому правительство Москвы вместе с Московской городской Думой выступили с предложением перенести сроки этого процесса, и это было сделано. Мы считаем, что к этому этапу жилищно-коммунальной реформы нужно надлежащим образом подготовиться. Во-первых, подготовиться с принятием решений. Эта стадия реформы близится уже к завершению: с формами управления своим жилым домом в основном москвичи уже определились, и 93 процента выбрали для себя ту модель, по которой они собираются управлять своими домами. А те 60 процентов, которые решили, что они будут привлекать к совместной работе сегодняшние ДЕЗ, это решение пока еще не реализовали. Сегодня завершается подготовка к выпуску распределительного документа, по которому это противоречие будет устранено, но вместе с тем создаем систему государственной функции, в том числе и по ведению расчетов едиными информационно-расчетными центрами. Что касается государственных функций, то сегодня любой из наших домов - это смешанная собственность. Часть жилья находится до сих пор в найме, то есть это городская собственность. Большая часть приватизирована - находится в собственности граждан. Представлять интересы государственной городской власти будет специально созданное государственное учреждение. Сегодня принято решение, что все существующие ДЕЗ будут иметь две составляющие. Первая - государственная: это будет государственное учреждение, в которое войдут ЕИРЦ и та часть ДЕЗ, которая будет представлять интересы собственников. Через него будут оформляться бюджетные субсидии, решаться вопрос бюджетного финансирования, тех расходов, которые нужны для содержания городской собственности. А вторая часть будет акционирована. То есть та часть ДЕЗ, которая занимается непосредственно оказанием услуг, будет акционирована. Она станет частной предпринимательской структурой, и жители будут иметь право привлечь ее по договору на выполнение работ по эксплуатации принадлежащего им дома. Такое решение было согласовано, оно полностью отвечает требованиям Жилищного кодекса и в ближайшее время будет принято. Что касается земли, то сейчас идут большие дебаты. Город проводит межевание. К сожалению, это не очень быстрая работа, потому что на каждый квартал нужно провести работу по определению границ каждого домовладения - четко определить земельный участок, который необходим для эксплуатации дома. Но вместе с тем на территории микрорайона существуют внутриквартальные проезды, которые расположены на территории нескольких домовладений. Нами принято решение, что такие территории, в том числе скверы внутри кварталов, будут являться земельными участками общего пользования. Вопрос: В районе Лианозово по улице Ленской расположена промышленная зона No 49. По выводу промышленного предприятия из этой зоны было принято уже не одно постановление правительства Москвы, которые впоследствии были отменены. Расскажите о перспективах развития этой промзоны, и когда оттуда будет выведено промышленное предприятие? Юрий Росляк: У этого предприятия есть собственники, и мы должны, соблюдая требования градостроительного кодекса, учитывать их интересы. На сегодня сроки и условия, на которых будет произведено перебазирование, не решены. Тем более что оно выпускает очень нужные для города изделия. Я думаю, что в ближайшие годы мы найдем способ, как, с одной стороны, соблюсти интересы собственника, а с другой - реализовать городскую программу по вовлечению городских территорий под жилищное и иное строительство. Вопрос: В районе Лианозово появился очень красивый новый микрорайон, но там нет ни одного выезда с улицы Псковская на Дмитровское шоссе. Есть ли проект этого проезда и выделены ли на него деньги? Юрий Росляк: Возможности сейчас построить городской проезд у нас нет. Но выезд из этого микрорайона обеспечен, а улучшить транспортную ситуацию удастся только в 2008 году. Это связано с ограниченностью наших возможностей по финансированию дорожно-транспортной системы города. Но проект разрабатывается. Корр.: Если сравнивать мегаполисы мира, то дорожное движение в Москве одно из самых интенсивных. Уже сегодня большинство транспортных магистралей Москвы работает на пределе пропускной способности. Сейчас в столице миллион 200 тысяч автомобилей. Еще 500 тысяч каждый день приезжают из области. Понятно, почему автомобильные пробки давно уже стали приметой московских дорог. Самое очевидное решение проблемы - строительство новых и реконструкция имеющихся трасс. 2007 год по финансированию дорожного строительства станет своеобразным рекордсменом. Выделен 51 млрд. рублей, что позволит строить сразу несколько крупных объектов. Вот адреса только некоторых: Ленинградское шоссе, Четвертое транспортное кольцо, Звенигородский проспект, будет полностью обустроено Боровское шоссе. Но есть и еще один способ решения проблемы дорожных пробок. Это совершенствование системы общественного транспорта. Юрий Росляк: Москва живет по Генеральному плану развития города до 2020 года, который утвержден законом Московской городской Думы, и в нем определены основные цели и показатели, которых мы должны достичь. У нас уже 3 миллиона автомобилей, практически каждый третий житель Москвы имеет машину. Хотя транспортная проблема началась еще лет 45 назад, потому что в тот момент, когда решался вопрос о массовом строительстве в периферийной части города, основные средства капитальных вложений в основном тратились на жилье, а транспортные структуры не развивались. Сегодня помимо градостроительного плана город приступил к разработке стратегии до 2025 года. Я являюсь председателем рабочей группы, которая должна основные параметры стратегического плана развития города представить правительству Москвы. Мы на этот год заложили в бюджете на эти цели 50 млрд. рублей. Наши потребности и возможности - строить сегодня в два раза больше. Федеральное правительство обнародовало данные, что за последние четыре года объем строительства и ввода новых дорог по территории РФ на уровне регионов очень резко снизился. Это является подтверждением того, что у регионов денег не хватает. Что касается проезда в городском наземном транспорте и стоимости продаваемых водителями билетов. Эта разница у водителя и в киосках существует уже не первый год. Мы ввели автоматизированную систему контроля поездок, что позволило на 38 процентов поднять собираемость платы за проезд. Хотя сама система доставляет определенные неудобства, но вместе с тем эта система есть. Наша главная задача, чтобы она стала эффективно работающей. Когда водитель отвлекается на непрофильную для него работу, продавая билеты по 25 рублей, значит, это выбивает его из графика, он тратит время, топливо. Поэтому этот тариф имеет значение экономического регулятора. Сегодня этим тарифом пользуется 3,3 процента. Мы специально создали этот механизм, чтобы невыгодно было приобретать билеты у водителя. Это делается параллельно с развитием сети реализации билетов, в том числе в тех коммерческих киосках, которые находятся на автобусных остановках. Вопрос: Решая вопрос движения без пробок внутри Кольцевой дороги, федеральная власть не решает проблему пробок на федеральных трассах. Получается, что московское правительство зря тратит деньги? Юрий Росляк: Нельзя решить транспортную проблему центра России на территории только Москвы. Программа должна иметь комплексный характер. Мы эту тему обсуждали на заседании правительства РФ, на котором министр Кудрин отчитался, что следующая трехлетка будет целевой программой на увеличение объемов финансирования и реализацию проектов и программ развития дорожной сети федерального значения. Ведется проработка, уже в этом году будет начата работа по строительству скоростной новой магистрали Москва - Санкт-Петербург, Минск - Москва. Эти трассы будут платными. Но вместе с тем мы даем возможность перевести на платную трассу тех, кто имеет возможность оплачивать этот проезд, освободив дорогу общего пользования. Но мы сторонники того, чтобы эти программы были сбалансированы. Аналогичные программы должны решаться в Московской области, реально речь идет о реконструкции так называемого бетонного кольца Московской области, чтобы по классу и по пропускной способности наши вылетные магистрали и это бетонное кольцо были равнозначны. Чтобы этот массовый объем перевозки рассредоточить по территории, и тогда проблемы будут во многих узлах решены. Корр.: Метрополитены Парижа, Лондона и Москвы называют лучшими в мире. Причем Москва в этой тройке лидирует по большинству критериев, начиная с архитектуры и заканчивая интенсивностью пассажиропотока. Правда, год от года растущее количество пассажиров можно отнести и к минусам. Московское метро сегодня перегружено. Рассчитано на 7 млн. пассажиров, перевозит ежедневно 9-10 млн. Как считают метрополитеновцы, кардинально решить проблему перегрузки столичного метрополитена может только строительство новой, второй Кольцевой линии метро. Юрий Росляк: О том, что мы делаем для развития метрополитена, я уже говорил. В этом году мы действительно выполним очень большой объем работ. Для этого выделено из бюджета порядка 20 млрд. рублей. Нигде в мире метрополитены без существенной государственной поддержки не строятся. В рамках стратегии, которую мы будем согласовывать, в том числе и с Федеральным центром, будем настаивать, чтобы норма финансирования вышла 50 на 50. Нам катастрофически не хватает линий метро. Мы отстаем порядка 110 км новых линий от той потребности, которая сегодня существует. Тогда нет смысла наращивать наши радиальные трассы, нам действительно нужно создать пересадочные пункты. Мы разработали сейчас схему, когда железнодорожная кольцевая дорога будет наземным видом транспорта: собираемся пустить там пассажирское движение, создав этот пересадочный контур. Но в стратегическом плане, конечно, найдет свое отражение новое кольцо. Нам нужно в ближайшие 3 - 4 года закончить те работы, которые на радиальных линиях начаты, нам нужно будет связывать давно уже существующую трассу Красногвардейская - Братеево, нужно решить несколько проблем в Качалове, мы готовы к тому, чтобы строить легкий метрополитен. Линия, которая сегодня в Бутове, показала свою востребованность, хорошие эксплуатационные качества. Но радикально все проблемы решать можно будет только за счет увеличения отчислений из федерального бюджета. Потребности даже под это первоочередное строительство нами оценены на следующий год порядка 40 млрд. рублей, в 2009 году - порядка 50 млрд. рублей. Вопрос: В последние годы в Москве ведется активное строительство, люди покупают жилье, меняют, приватизируют. Без БТИ здесь явно не обойтись, а очереди там огромные. Будут ли открыты в районах новые службы БТИ? Юрий Росляк: Принято решение о создании архива и базы данных технической инвентаризации, разрешено привлечение частных фирм для выполнения работ. Мы в обязательном порядке должны сдавать свои данные в этот городской общий банк. Если вам нужно получить информацию, подтверждающую реальное состояние вашего жилья, вы должны практически в автоматизированном режиме получать такую справку. В ЕИРЦ можно будет установить соответствующий терминал, чтобы в автоматизированном режиме получить справку о технической инвентаризации вашей квартиры. Я думаю, что мы внесем соответствующие предложения по упрощению процедуры получения документов в БТИ. Вопрос: Несколько лет назад в ходе напряженного конкурса среди регионов России правительство Москвы выиграло право на организацию экономической зоны технико-внедренческого типа в Зеленограде. Как идет ее создание? Юрий Росляк: В Зеленограде 44 процента работающего трудоспособного населения имеют высшее образование. Это самый высокий показатель интеллектуального уровня на территории Российской Федерации, да и многие европейские страны могли бы позавидовать. Зеленограду нужно дать возможность с этим потенциалом работать. Дать возможность молодым специалистам работать по специальности, работать высокоэффективно. Нам не хватает одного - обеспечить внедрение всего того, что мы разрабатываем. А вокруг этой особой зоны достаточно большое количество предприятий, которые могли бы воплотить новые разработки. Это хороший проект, который дает возможность выйти на достаточно высокие показатели эффективности работы. Мы оцениваем, что к 2025 году общий оборот, который должна давать экономическая зона, может составить порядка 100 млрд. рублей. Это очень высокий потенциал. Главное привлечь сюда людей, дать возможность создать новые интеллектуальные и научные центры. И сегодня практика работы зеленоградских предприятий показывает, что у нас есть такая продукция и есть такая возможность. Речь идет о том, что мы должны создать ту инфраструктуру, на которую потом инвестору не надо будет тратить деньги. Словом, работы по реализации-этого проекта сейчас активно ведутся. И все это улучшает транспортную инфраструктуру Зеленограда, в этом году мы введем путепровод, который делается сейчас на съезде с Ленинградского шоссе в город. Российская Федерация выполняет свои обязательства по финансированию 50 на 50. Мы уверены в положительном результате. Вопрос: С недавнего времени первые три дня больничного листа оплачивает работодатель. А существуют предприятия, где более 50 процентов работающих - инвалиды. Не считаете ли вы нужным пересмотреть этот закон для этой категории граждан? Юрий Росляк: Соответствующие предложения по изменению этого проекта мы будем вносить. А со своей стороны мы сделаем все, чтобы за счет средств городского бюджета поддержать инвалидов, обеспечить достойный уровень их жизни.

Владимир Стукалов
Тверская, 13, 29 марта 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован