24 мая 2007
4034

Юрий Росляк: БТИ и стратегия развития

В очередной телепрограмме "Лицом к городу" речь шла о работе Бюро технической инвентаризации, путях решения транспортных проблем столицы, о стратегии развития Москвы до 2025 года. Эти и другие темы обсуждал в студии первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк

Корреспондент: Служба технической инвентаризации России отметила свой 80-й день рождения. За эти годы очень многое изменилось в работе службы. В нашей стране произошла приватизация, потом эта приватизация чуть было не приостановилась, что усугубило работу службы. Идет активное строительство, снос жилья. Работы для БТИ хватает. И народу хватает. К сожалению, очереди - это тоже примета БТИ. Но сейчас от очередей избавляются. Вот, например, в Южном округе их практически нет. Служба БТИ располагается в новом просторном здании, здесь эффективно действует система "одного окна".
БТИ - самый полный источник информации о всех объектах недвижимости в столице. Здесь есть данные об их техническом состоянии, стоимости, а также о всех изменениях этих показателей. Особенно востребованной и необходимой чуть ли не каждому москвичу БТИ стала в условиях рыночных отношений при регистрации собственности. Жизнь показала, что служба БТИ сегодня в столице остро необходима. Какие планы дальнейшего развития этой одной из самых востребованных служб города?

Юрий Росляк: Прежде всего поздравляем коллектив службы БТИ с 80-летием. В этой системе работают почти 1300 человек. Они ведут достаточно сложную и объемную работу, связанную с инвентаризацией недвижимости. По новым федеральным законам служба БТИ должна состоять из независимых систем, имеющих соответствующую лицензию на выполнение технической инвентаризации. Но мы считаем, что без единой системы работать невозможно, и приняли на этот счет принципиальное решение.

В Южном и в Северном округах уже созданы современные, хорошо оборудованные центры. Это начало работы, которую мы продолжаем. Мы должны все существующие сегодня системы структуры БТИ привести в такое состояние. Система "одного окна" упрощает общение жителей с органами технической инвентаризации, сокращает сроки приема заявок и их обработки.

Сейчас в городе продолжается реформа систем учета недвижимости. Предполагается, что в ближайшие годы мы будем переходить на так называемый единый объект недвижимости, то есть земельный участок и объект недвижимости, прочно с ним связанный.

С прошлого года мы начали выдавать технические паспорта на объекты старой постройки. По новостройкам эта работа проводилась и раньше. Формированием технических паспортов как раз и занимается БТИ. Когда мы соединим данные об объекте недвижимости сданными о земельном участке, на котором он располагается, то получим единый объект недвижимости, который будет являться и объектом налогообложения. Сегодня единственным источником для формирования базы данных по уплате налога на недвижимость является БТИ. Без единого централизованного банка данных по всей территории мы не мыслим существования этой системы. Никакие разрозненные частные структуры эту работу выполнить не смогли бы.

Вопрос: Мне нужно было получить справку из БТИ. Но эта служба работает только до 18 часов, а с работы отпроситься сложно. Можно ли заказывать необходимые документы через Интернет?

Юрий Росляк: Проблема такая существует. Передать кому-то право получения данных, которые вы запрашиваете, можно только по доверенности. Вам необходимо оформить доверенность на право заказа соответствующей информации. Это делается, чтобы защитить вас от возможного мошенничества. По фактам подлога было немало судебных разбирательств. Есть предложения, чтобы данные БТИ, которые выдаются для информации, имели соответствующие номерные бланки, соответствующую систему защиты информации, чтобы этот документ невозможно было подделать.

Вопрос: 1 июня мы отметим День защиты детей. Я, как бабушка двух внуков, хотела бы поинтересоваться, что в городе запланировано новенького на этот праздник.

Юрий Росляк: День защиты детей, который проводится в Год ребенка, - это большой праздник, и в Москве он будет широко отмечаться. Среди центральных мероприятий 1 июня - концерт на территории усадьбы "Коломенское". А на следующий день будет большой праздничный концерт в Театре Советской армии, а в Сокольниках, состоится традиционная выставка-ярмарка мороженого. Большое количество мероприятий будет проводиться в управах, школах, других учреждениях. С программой праздника можно подробно ознакомиться по месту жительства в управе.

Вопрос: Сегодня получила справку БТИ о стоимости жилья. Почему эта стоимость намного отличается от рыночной? И второй вопрос. Возможно ли "докупить" по разумной цене комнату при сносе ветхого жилья и переезде в новый дом?

Юрий Росляк: К сожалению, инвентаризационная стоимость существенно отличается от рыночной. Инвентаризационная стоимость учитывает затраты на строительство этого здания. Именно эта стоимость, которая индексируется каждый год, сегодня является основой для налогообложения недвижимости. А рыночная стоимость делается на основе независимой оценки. При проведении независимой оценки учитываются как минимум три стоимости: это чисто рыночная, сопоставительная стоимость по примерам продаж аналогичного товара, и та стоимость, которая учитывает прямые затраты.

Оценщик по трем методам делает расчеты и выбирает среднее значение, которое является рекомендованной рыночной стоимостью. Поэтому на рынке мы покупаем жилье именно по этой рыночной стоимости, а налоги пока платим по инвентаризационной. Сейчас идет обсуждение вопроса о том, чтобы налог на недвижимость определять на основе рыночной стоимости. Мы категорически против такого подхода. Здесь возможно искажение реальной стоимости, ее чрезмерное завышение.

И второй вопрос - можно ли купить комнату при переселении из ветхого жилья? Такое право существует только для собственников жилья. В случае если есть объективные показатели для увеличения площади при переселении, то такое решение принимается индивидуально при обращении в жилищные органы на данной территории. Но эта комната будет куплена уже по рыночной стоимости.

Корр.: Теперь о транспортных проблемах. Автопарк в городе растет быстрее, чем дорожная сеть. Если в 1994 году в городе было 1,5 миллиона машин, то сегодня их уже более 3 миллионов плюс 2 миллиона иногородних автомобилей. По оценке НИИ Генплана, в Москве каждый год необходимо вводить в эксплуатацию 40 - 45 км автодорог. Но из-за того, что разрушена система территориальных дорожных фондов дорог, вводится в два раза меньше. В 2006 году открыли 22 километра новых трасс. А в этом году введут меньше 17 километров. Можно ли найти выход из этой ситуации?

Юрий Росляк: Приходится говорить о том, что мы вынуждены решать эту проблему полумерами. Плотность сегодняшней улично-дорожной сети как минимум вдвое отстает от нормативной. Если взять крупный город в Европе, то там плотность сети в два раза выше. Сегодня мы имеем возможность профинансировать строительство в два раза меньше, чем могли бы построить. Есть еще один фактор, который тоже сказывается: чем больше мы строим, тем выше затраты по строительству. Дело в том, что мы вынуждены переходить на сложные технологии, к примеру, строить большой транспортный тоннель под Серебряным Бором, строить очень крупный и интересный, но дорогой мост через Москву-реку. Через застроенные территории мы вынуждены идти эстакадами. Это дороже, чем просто построить дорогу в чистом поле.

В этом году, собрав все возможные ресурсы, мы направили на дорожное строительство 73 млрд. рублей. При таких проблемах, которые существуют в Москве, без системы государственной поддержки в дорожном строительстве обойтись невозможно. Если бы дорожные фонды были сохранены, то мы бы сегодня имели собственных доходов порядка 150 млрд. рублей. Сейчас они сократились вдвое.

Как известно, подготовлен и внесен в Государственную Думу бюджет РФ на ближайшие три года. В соответствии с налоговой реформой нам предстоит снижать налог на добавленную стоимость. Для того, чтобы субъекты Федерации имели реальные доходы для финансирования дорожного строительства, надо часть НДС отдать в собственные доходы региона. И тогда федеральный центр будет строить свои федеральные дороги, а регион будет строить те дороги, которые нужны на территории.

Сегодня речь идет о строительстве платной дороги Москва - Санкт-Петербург. Но эта дорога должна найти логическое продолжение на территории Москвы. Она должна выйти на другую федеральную дорогу, чтобы не загружать дорожную сеть Москвы. Почему эти расходы не должны быть обеспечены соответствующими источниками? Эта тема будет обсуждаться, будет очень остро ставиться. В Послании президента Федеральному Собранию сказано, что транспортная инфраструктура должна развиваться своевременно и все наши задачи должны решаться с учетом долгосрочных последствий того, что мы делаем сегодня.

Ведущий: Как вы относитесь к строительству платных дорог?

Юрий Росляк: Это международная практика. Сами затраты на строительство за счет этой платы компенсировать невозможно. Поэтому такие проекты осуществляются с государственной поддержкой, как государственно-частное партнерство. Министерством экономического развития и торговли был проведен соответствующий конкурс, и Минтранс как госзаказчик начинает сегодня работы по строительству.

Ведущий: Обеспечено ли при этом долгосрочное финансирование?

Юрий Росляк: На внешнем участке - да. А как же быть с участком, который пройдет по территории города? Такой вопрос не решен. А это значит по существу привести дорогу в никуда....

Вопрос: Недавно я слышал, что планируется введение платы за въезд в центр Москвы. Что вы думаете по этому поводу и какой размер этой платы будет?

Юрий Росляк: Это один из вариантов решения проблемы. Пока он еще не обсуждался. Но возможности такие на территории города есть. Сейчас существует законопроект о платных дорогах в Российской Федерации. Такая дорога возможна только в том случае, если есть параллельная бесплатная трасса. Такие территории в Генеральном плане прорабатываются, и рассматриваются возможности устройства подобных скоростных вылетных магистралей. Это все будет решаться только после того, когда мы сможем, во-первых, приблизиться к нормативу по дорогам общего пользования, ликвидировать то отставание, о котором я говорил, и размер платы будет устанавливаться таким образом, чтобы эта дорога была доступной.

Ведущий: Из каких ориентиров вы будете исходить, устанавливая размер платы?

Юрий Росляк: Из размеров доходов, которые в среднем получают москвичи.

Ведущий: А ориентировочно?

Юрий Росляк: На платной дороге Санкт-Петербург - Москва предполагается, что плата будет составлять от 3 до 5 рублей за 1 км с легкового автомобиля. Это достаточно серьезный платеж.

Вопрос: А как обстоят дела с перехватывающими стоянками? Идея их создания себя оправдывает?

Юрий Росляк: Идея абсолютно здравая и неоднократно нами проверенная. Сегодня у нас три перехватывающих парковки. Такие парковки должны размещаться в пересадочных узлах. Сейчас разрабатывается идея объединения пересадочного узла с паркингом, где можно будет оставить свой автомобиль, пересесть на доступный и комфортный вид общественного транспорта и доехать до места назначения. Потом вернуться, взять свой автомобиль и уехать. Такие паркинги нам придется строить частично за счет бюджета, в составе общих транспортных сооружений, а там, где удастся создать соответствующий узел в комплексе с досуговыми и торговыми центрами, мы будем привлекать и средства инвесторов. Сейчас у нас реализуется первый опыт на территории Северо-Западного округа. Если он будет успешным, мы начнем его тиражировать по другим пересадочным узлам.

Ведущий: Не умерла ли идея создания кольцевой железной дороги?

Юрий Росляк: Нет. Мы сейчас вместе с "Российскими железными дорогами" ищем финансовую схему. Она возможна, в том числе через государственно-частное партнерство, с привлечением средств инвестиционного фонда РФ. Эта идея активно сейчас прорабатывается.

Ведущий: Эта идея решит часть транспортных проблем города?

Юрий Росляк: Железнодорожное кольцо больше, чем сегодняшнее кольцо Московского метрополитена по диаметру, по протяженности. Оно как раз выполнит ту функцию, которую могла бы выполнить кольцевая связка на Московском метрополитене. Станции на этом кольце станут основой для создания пересадочных узлов на метрополитен и наземные виды транспорта.

Корр.: Прошлым летом Юрий Лужков распорядился начать работу над созданием концепции стратегии развития столицы до 2025 года. Она всесторонне определит главную цель развития города, а также способы, которыми их намерены достичь. После утверждения стратегия приобретет форму городского закона, обязательного для исполнения. Недавно в правительстве состоялось очередное обсуждние базовых принципов будущего документа. Главная цель - создание комфортной и безопасной жизни москвичей и устойчивого развития экономики, а главный ориентир - войти в двадцатку самых комфортных городов мира.

Юрий Росляк: В результате серьезной дискуссии мы выбрали главную цель - это значительное повышение уровня жизни москвичей за счет развития экономики, сбалансированного развития города. Именно интересы жителей должны быть определяющими. Сегодня в Москве очень велик уровень расслоения общества по доходам. Это расслоение неприемлемо для нас. Значит, мы должны найти такие методы, такие формы, в том числе социальной защиты, реализовать меры по повышению стимулирования заработной платы трудоспособного населения, чтобы этот разрыв к 2025 году сократить. Главное, чтобы хватило средств и на систему социальной защиты, и на полноценный бюджет, и на развитие дорог.

Важно решить проблемы, связанные с имеющимися сегодня ограничениями развития города в сфере энергоснабжения. Это сегодня Чубайс может докладывать, что в Москве не будет проблем в следующем отопительном сезоне. А то, что в отопительный сезон приходится вводить ограничения в потреблении электроэнергии, как раз и свидетельствует об отсутствии в РАО ЕЭС нормального планирования, даже краткосрочного, не говоря уж о стратегическом. Поэтому работа по выработке стратегии состоит в том, чтобы создать баланс, реальные механизмы и формы управления этими процессами.

Но самый главный вопрос в том, каким должен быть уровень производства, какие должны быть виды производства в Москве, чтобы все это обеспечить. Сегодня 77 процентов нашего регионального продукта - это услуги. А по отношению к 90-му году с 23 процентов уровень нашего регионального продукта, который дает промышленность, упал до 13. Мы должны найти те инновационные виды промышленной деятельности, которые будут конкурентоспособны в условиях 2025 года.

Вопрос: Сейчас на рынках много свободных мест, как будет решаться вопрос их заполнения?

Юрий Росляк: На городские рынки должны прийти отечественные производители, фермеры. Мы создаем все условия, чтобы из российских регионов приехали те, кто будет торговать сельхозпродукцией. Я думаю, что это произойдет в ближайшее время. Принят целый ряд мер, чтобы заполнить образовавшийся вакуум.

Вопрос: Насколько сейчас оправдана инициатива введения обязательного страхования жилья?

Юрий Росляк: Вопрос страхования собственности - это частное дело, каждый должен определиться сам. Если ты хочешь рисковать своим имуществом, это твое право как собственника, страховать свою собственность или нет. А вот вопрос страхования гражданской ответственности - это вопрос, который сегодня обсуждается. Сегодня есть обязательное страхование гражданской ответственности транспортного средства. Но если ваш сосед не следил за своей сантехникой и залил вашу квартиру, то страховка должна давать возможность компенсировать вам ущерб. Обязательное страхование гражданской ответственности - это тема, которая будет обсуждаться.

Когда такой вид страхования может быть предложен как обязательный, зависит от уровня наших доходов, от возможности создать эту систему и от общего согласия. Сегодня город тоже вкладывает средства в страхование. Есть примеры, когда именно страховка помогла при пожаре компенсировать ущерб.

Вопрос: Можно ли сократить огромное количество рекламных щитов вдоль дорог?

Юрий Росляк: Ведется работа по сокращению объемов наружной рекламы. Мы начинаем снимать перетяжки, если посмотрите на Тверской, то их количество сократилось вдвое. Работа ведется. Конечно же реклама не должна быть главным украшением города Москвы.


Мэр Москвы Юрий Лужков поздравил сотрудников ГУП "МосгорБТИ" с 80-летием организации.

"Поздравляю вас. Хочу пожелать вам успехов. Хочу поздравить вас с хорошей, добросовестно организованной работой. И это правда", - сказал вчера Юрий Лужков на торжественном собрании в Театре сатиры. Мэр подчеркнул, что правительство Москвы, решая городские задачи, постоянно обращается за данными в БТИ. "И мы получаем ответ грамотно и вовремя", - отметил он. Мэр сказал, что в юбилей принято не только поздравлять, "в юбилей ставят задачи, говорят о проблемах". Он поставил перед МосгорБТИ задачу компьютеризировать работу службы, перевести все архивы в цифровой формат. "Мы сегодня говорим о том, что в электронном формате находится около 20 процентов от всего массива информации. Это не годится, этого недостаточно", - отметил Юрий Лужков.

Также он обратил внимание на необходимость продолжать инвентаризацию зданий в Москве. "В настоящий момент МосгорБТИ инвентаризировало 2 млн. 300 тыс. кв. метров помещений, а в городе - 250 млн. кв. метров", - подчеркнул Юрий Лужков. Мэр поставил перед БТИ еще одну задачу - активно внедрять в работу службы принцип "одного окна".

Количество сотрудников Московского городского бюро технической инвентаризации за последние десять лет увеличилось вдвое, сообщил вчера "Интерфаксу" начальник ГУП "МосгорБТИ" Александр Сергунов на праздновании 80-летия организации.

"Когда я пришел в МосгорБТИ 10 лет назад, в организации работало порядка 600 человек, на техническом вооружении находилось порядка трех десятков компьютеров", - рассказал он. "В настоящий момент в МосгорБТИ работает около 1200 человек, у нас 700 компьютеризированных рабочих мест, которые объединены в локальную сеть", - подчеркнул Александр Сергунов. По его словам, все инвентаризации, которые проводит МосгорБТИ, переводятся в электронный вид. "Мы делаем это собственными силами", - отметил Александр Сергунов.

Тверская, 13, 24 мая 2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован