Эксклюзив
17 апреля 2014
5141

Вячеслав Егоров: Участники правоотношений в туристской деятельности

Егоров Вячеслав Елизарович, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Псковского государственного университета, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Псковского филиала Российской международной академии туризма, кандидат педагогических наук, доцент

180000 Псков, ул. Красноармейская, 1. email: egorovslava53@mail.ru

Участники правоотношений в туристской деятельности

Аннотация. В статье автор выявляет некоторые проблемы в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем туристскую деятельность. Предлагает внести дополнение в Закон, сформулированный им в отдельную статью участников отношений регулируемых Законом.

Ключевые слова: субъекты туристской деятельности, правоотношения в туристской деятельности, участники отношений в туристской деятельности

Egorov Vyacheslav Yelizarovich, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process of the Law Faculty of the Pskov State University, Associate Professor of the Department of Humanities of the Pskov Branch of the Russian International Academy for Tourism, Ph.D. in Pedagogy
180000 Pskov, Krasnoarmeyskaya St., 1, email: egorovslava53@mail.ru

Members of Legal Relationships in Tourist Activity
Annotation. In the article the author reveals some problems of the current legislation of the Russian Federation regulating tourist activity. The author suggests an addendum in the Law he formulated, including the members of the legal relationships in a separate article

Key words: juridical entities of tourist activity, legal relations in tourist activity, members of legal relationships in tourist activity.


Практически во всем мире критика состояния национального законодательства широко распространено. Это явление, тем более знакомо у нас, где за 20 последних с лишним лет многое изменилось. По мнению видных российских ученых резкое преобразование государства в рыночную экономику потребовало спешного и не всегда внутренне согласованного кардинального обновления законодательства на базе Конституции. В результате такой ускоренной трансформации современное российское законодательство, больше чем когда - либо ранее, стало излишне громоздким, внутренне противоречивым и мало согласованным [5, с. 6]. Особенно это стало ярко проявляться в действующем туристском законодательстве.
Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее Закон) [6], практически стал образующим стержнем современного туристского законодательства. Он определяет понятия туристской деятельности, принципы, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности. В нем приводятся пути осуществления государственного регулирования туристской деятельности, в числе которых важное место занимает нормативное правовое регулирование в сфере туризма.
Однако именно в правовом регулировании и возникают некоторые проблемы связанные с осуществлением, с помощью систем правовых средств, правоотношений в сфере туристской деятельности. Традиционно в науке правоведения предметом правового регулирования признаются общественные отношения, складывающиеся между двух или более субъектов (граждан - физических лиц или их объединений - юридических лиц), т.е. участников правоотношений.
Применительно к туристской деятельности такими субъектами правоотношений являются туроператоры и турагенты, профессионально занимающиеся туристской деятельностью, как организаторы путешествий с одной стороны и туристы и (или) заказчики туристского продукта - с другой, а так же ряд участников, в той или иной мере принимающих участие в туристской деятельности. Однако в Законе перечень этих участников правоотношений отсутствует, что вызывает разное толкование и широкое употребление их в правовых документах и практической деятельности.
Думается, созрела необходимость для более тщательного проведения исследования отдельных норм Закона, и сформулировать правовое положение субъектов (участников) туристской деятельности.
В Законе основные субъекты в той или иной редакции упоминаются в отдельных нормах, и фактически их можно даже предположить как участников отношений, что подтверждается приведенным примером:
во-первых, статья 1 приводит понятие туриста, статьи 6 и 7 определяют права и обязанности туриста, статья 12 дает право туристам на объединение;
во-вторых, понятие заказчика туристского продукта изложено в статье 1 Закона, а статья 9 приводит ответственность туроператора и турагента перед туристами и заказчиками турпродукта;
в-третьих, четкого понятия туроператоров и турагентов Закон не дает, но эти понятия вытекают из статьи 1, где приводятся понятия туроператорской деятельности и турагентской деятельности. Статьи 4.1., 9, 10, 10.1. и 11 полностью посвящены туроператорам и турагентам в их туристской деятельности;
в-четвертых, понятие организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации, в Законе отсутствует, но в статье 4.1. мы находим их упоминание по поводу финансового обеспечения, а статья 14 обязывает этих участников пользоваться в целях безопасности туристов (экскурсантов) услугами инструкторов-проводников, что подтверждает их прямое участие в правоотношениях, регулируемых Законом;
в-пятых, в этой же статье 4.1. появляются следующие участники отношений как государственные и муниципальные унитарные предприятия и государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации, а так же организации (юридические лица), реализующие на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором;
в-шестых, понятие уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти также отсутствует, хотя его присутствие в Законе как органа осуществляющего государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации вытекает из содержания норм статей 4 и 4.1.;
в-седьмых, об объединениях туроператоров и турагентов говорится в статье 11 Закона; а с введением 3 мая 2012 года статьи 11.1. появилось новое объединение туроператоров в сфере выездного туризма, которое является некоммерческой организацией и представляет собой единое общероссийское объединение. Оно основано на принципе обязательного членства юридических лиц, осуществляющих туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, и действует в целях оказания экстренной помощи туристам.
в-восьмых, сведения об общественных объединениях туристов Закон дает в статье 12.
Отсутствие в Законе правового положения перечисленных нами участников, четко изложенное в конкретной (отдельной) норме права (статье закона), на практике вызывает при исполнении (претворении в жизнь) требований Закона неправильные, противоречащие Закону и логике понимания, комментарии и, в конечном итоге - неисполнение.
Согласно доктрине права, все участники правоотношений должны наделяться взаимными правами, обязанностями, ответственностью, то есть, запретами, дозволениями, разрешениями и, что немаловажно, должны обеспечиваться возможностью государственного принуждения [1, с. 304]. Это в определенной мере объясняет необходимость внесения дополнения в Закон.
В международной практике субъекты туристской деятельности имеют свои четкие правовые положения в действующих национальных законодательствах в сфере туризма, например статья 5 Закона "О туризме" Украинской республики называется "Участники отношений, возникающих при осуществлении туристической деятельности" и приводит понятие участников и самих конкретных субъектов, осуществляющих и/или обеспечивающих туристскую деятельность [4].
Аналогичная статья за номером 11 имеется в Законе о туризме Латвийской республики, которая называется "Оказывающие туристические услуги лица и виды их деятельности", где перечислены все субъекты, участвующие в реализации туристских услуг [3].
Следовательно, мы пришли к убеждению, что в Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" целесообразно было бы внести дополнительную статью 2.1. в Главе I под названием "Участники отношений, регулируемых настоящим законом" и изложить ее в следующей редакции:
Статья 2.1. Участники отношений, регулируемых настоящим законом ?Участниками отношений, регулируемых настоящим законом, являются:
1) туристы;
2) заказчики туристского продукта;
3) туроператоры;
4) турагенты;
5) организации, осуществляющие экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации;
6) организации, реализующие на территории Российской Федерации туристский продукт, сформированный иностранным туроператором;
7) государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации;
8) государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации;
9) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование туристской деятельности;
10) объединения туроператоров и турагентов и объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
11) общественные объединения туристов.
Таким образом, в сфере туристской деятельности правовые отношения между субъектами, как правило, возникают при реализации туристского продукта, то есть при деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта. Именно на защиту этих правоотношений и направлены цели нашего государства, которая сформировала соответствующую правовую основу для надежного регулирования участников туристской деятельности в России [2].
Следовательно, механизм правового регулирования становится основным каналом полного воздействия права на поведение участников туристской деятельности, что соответствует духу Закона.

Библиографический список

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999. - 528 с.
2. Егоров В.Е. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности / Туризм: право и экономика". 2008. N 3. С. 24 - 27.
3. Закон Латвийской Республики "Закон о туризме" (принят Сеймом 17 сентября 1998 г. Обнародован Президентом государства 7 октября 1998 г. (с изменениями, внесенными по состоянию на 10 декабря 2009 года) // "Biznesa informacijas birojs", talr./ тел.: 67290209 / URL: http: // WWW.pravo.lv.
4. Закон Украины от 15 сентября 1995 года "О туризме" N 324 / 95-ВР (с изменениями от 19 октября 2010 N 2608-VI) / URL: http: // www.base.spinform.ru / show_doc.fwx?Regnom=9550
5. Поленина С.В. Юридическая техника как социальный феномен в условиях модернизации // Государство и право, 2011. N 9, С. 5 - 14.
6. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 03. 05. 2012 г.) // СЗ РФ" от 02.12.1996 г. N 49, ст. 5491

Егоров Вячеслав Елизарович
Статья опубликована в Федеральном научно-практическом журнале "Туризм: право и экономика" N 1, - 2014. - С. 30 - 31.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован