ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ В ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Статья была опубликована в Сборнике Международной научной конференции, посвященной 25 - летию принятия Конституции РФ 12 декабря 2018 года. Актуальные проблемы правоведения. Псков: ПсковГУ, 2018 - С. 90 - 96.

Егоров Вячеслав Елизарович, заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета Псковского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент (Псков, Россия)

 

В статье автор рассматривает правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, выявляет проблемы в гражданско-правовом регулирования в оказании гостиничных услуг, приводит свои суждения и предлагает предложения по устранению выявленных проблем. 

Ключевые слова: гостиничные услуги, оказание гостиничных услуг, договор оказании гостиничных услуг, предмет и объект договора.

 

NON-GRATUITOUS RENDERING

OF HOTEL SERVICES: PROBLEMS AND OPPORTUNITIES

IN CIVIL LEGAL REGULATION

 

Egorov Vyacheslav Elizarovich, Head of the Department of Civil Law and Procedure at the Faculty of Law of the Pskov State University, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor (Pskov, Russia)

In the article the author views rules of providing hotel services in the Russian Federation, reveals problems in civil legal regulation when providing hotel services and gives his judgments and suggestions on elimination of the revealed problems. 

Key words: hotel services, rendering of hotel services, agreement on providing hotel services, subject and object of the agreement.

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации расширились права граждан на свободу передвижения и выбора места жительства, декларируемые статьей 27 Конституции. Что в свою очередь стало призыватьна соблюдение интересов личности, обеспечение и охрану прав и свобод наших соотечественников во время путешествий. Однако хорошие путешествия всегда нуждаются в наличии места для ночлега или отдыха в средствах размещения, то есть гостиницы. 

Вот поэтому объекты гостеприимства стали занимать заметное место при организации путешествия.  Путешественники стали прямозависеть от наличия средств размещения. Постепенно гостиницы стали основой всей туристской сферы и ведущей силой в экономике туризма, превращаясь в гостиничную индустрию, агостиничные услуги стали непосредственным объектом исследования со стороны юристов и нуждаться в гражданско-правовом регулировании. 

​Однако проблемы гражданско-правового регулирования в реализации гостиничных услуг в доктрине права до сих пор не нашли должного внимания. По мнению А. С. Кускова и Н. В. Сирик до сих пор законодательного определения гостиничной деятельности и гостиничной индустрии не существует [4].  

​В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) отсутствует вид договора заключаемого между гостиницей и потребителем по реализации гостиничных услуг. Можно только предположить, что отношения между потребителем – постояльцем и исполнителем – организацией, оказывающей потребителю гостиничные услуги, должны строиться в рамках статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть по договору возмездного оказания услуг.

​Наличие пробелов в гражданско-правовом регулировании реализации гостиничных услуг дали основание для принятия новых Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года за № 1085 [5].

​Правила были разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и стали регулировать правоотношения, возникающие при предоставлении гостиничных услуг.  

В Правилах даются основные понятия как то: 

- гостиничные услуги - комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем;

- гостиница и иное средство размещения - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для оказания гостиничных услуг (далее - гостиница).

А вот понятие договора возмездного оказания гостиничных услуг в Правилах отсутствует. Терминология «договор» упоминается в пункте 3, где раскрывается понятие «заказчика», который намерен заказать гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее договор). Слово договорупоминается в Правилах всего 6 раз и ни разу не дается понятие договора и не раскрывается как специфический договор, регулирующий оказание гостиничных услуг. 

Как известно, согласно статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении илипрекращении гражданских прав и обязанностей. А в соответствии с ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

К сожалению в Правилах нет ни одного упоминания о существенных условиях договора об оказании гостиничных услуг. То есть разработчики Правил полностью проигнорировали действующее гражданское законодательство и конструкцию договора. Думается отсутствие таких положений дает основание сторонам договора манипулировать правом и злоупотреблять на практике своим положением. 

Существенные условия гражданско-правового договора занимают центральное место и их согласование крайне необходимо для признания договора заключенным. Существенными, согласно ст. 432 ГК РФ являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. 

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика в назначенный сорок и качественно оказать соответствующие услуги, а заказчик обязуется оплатить своевременно, и в полном объеме эти услуги, что является предметом договора. 

Объектом договора, то есть гражданских прав сторон, согласно ст. 128 ГК РФ могут быть самые разнообразные услуги, в том числе и гостиничные услуги, ради которых и возникают договорные правоотношения между исполнителем и заказчиком, которые будут считаться исполненными только тогда, когда они достигнут конкретного результата.

Как отмечают А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков и С. А. Чаркин в теории гражданского права договор оказания услуг, его отдельные элементы и виды служат предметом тщательного исследования со стороны ученых. По их мнению одним из наиболее дискуссионных моментов является понятие «услуга». В своих исследованиях они услугой признают определенную деятельность или действия одного лица, совершенные для удовлетворения потребностей другого лица, которая не связана с созданием или улучшением вещи [2].

По нашему мнению договор оказания гостиничных услуг можно считать заключенным, если в нем указаны все действия, которые обязан совершить исполнитель, предоставляющий потребителю гостиничные услуги. Таким образом важно, чтобы условие о предмете обязательно должно быть указано в договоре понятной формулировке.

Исполнитель обязан довести до сведения потребителя посредством размещения в помещении гостиницы, а также иными способами, в том числе на сайте гостиницы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", информацию об оказываемых им услугах, которая необходима для заключения договора об оказании гостиничных услуг между потребителем и исполнителем.

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу о необходимости устранении выявленных пробелах в действующем нормативном акте и предлагаем внести соответствующие изменения в п. 20 раздела III Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, изложив его в следующей редакции:        

«Оформление временного проживания потребителей и предоставление гостиничных услуг осуществляется на основании договора об оказании гостиничных услуг, заключаемого в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, между потребителем и исполнителем.

Договором об оказании гостиничных услуг признается договор в силу которого одна сторона исполнитель обязуется оказать гостиничные услуги другой стороне потребителю по заданию самого потребителя или третей стороны – заказчика.

Предметом данного договора выступают действия стороны – исполнителя, совершенные для удовлетворения потребностей другой стороны – потребителя, то есть по достижению конкретного результата – оказания гостиничных услуг. 

Указанный договор должен соответствовать гражданскому законодательству Российской Федерации, в том числе и законодательству о защите прав потребителей. 

К существенным условиям договора об оказании гостиничных услуг относятся:

- полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер исполнителя, номер его контактного телефона; 

- сведения о вышестоящей организации (при наличии);

- сведения о присвоении гостинице категории, если такая категория присваивалась, с указанием присвоенной категории, наименования аккредитованной организации, проводившей классификацию, даты выдачи и номера свидетельства, срока его действия;

- сведения о сертификации услуг, если такая сертификация проводилась в порядке, предусмотренном системой сертификации услуг гостиниц;

- категории номеров гостиницы (в случае присвоения категории) и цену номеров (места в номере);

- перечень услуг, входящих в цену номера (места в номере);

- сведения о форме и порядке оплаты гостиничных услуг;

- перечень и цену иных платных услуг, оказываемых исполнителем за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;

- предельный срок проживания в гостинице, если он установлен исполнителем;

- сведения о времени заезда (выезда) из гостиницы;

- сведения об иных платных услугах, оказываемых в гостинице третьими лицами;

- сведения, о самостоятельно установленных правил проживания в гостинице и пользования гостиничными услугами, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

- сведения о потребителе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если потребитель не является заказчиком) в объеме, необходимом для оказания гостиничных услуг;

- сведения о предоставляемом номере (месте в номере);

- цену номера (места в номере);

- период проживания в гостинице;

- общая цена оказываемых гостиничных услуг в рублях;

- иные необходимые сведения (по усмотрению исполнителя).

- права, обязанности и ответственность сторон договора;

- условия изменения и расторжения договора;

- сведения о порядке и сроках предъявления потребителем и (или) иным заказчиком претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора;

- сведения о форме, условиях и порядке бронирования, аннулирования бронирования;

Иные условия указанного договора определяются по соглашению сторон».

Думается внесение предложенных изменений заметно отразится на качестве оказываемых услуг и повысит уровень обслуживания потребителей в гостинице.

Справедливости ради нужно отметить, что автором статьи и ранее были выявлены недостатки в тексте названных Правил, при исследовании им вопросов по оказанию услуг [3].  Эти недостатки в основном связаны с тем, что тексты подобных норм права, по нашему мнению, готовятся не юристами, а своего рода «мудрецами», как сказал свое время известный правовед С. С. Алексеев. «Зависимость права от государства и от «мудрецов», – писал С. С. Алексеев, – нередко приводит к тому, что в сферу действующего права вторгается своекорыстие власти, ограниченность и самодурство правителей, невежество законотворцев и судей, промахи и неразвитость науки, а требования реальной жизни блокируются крайностями юридического формализма» [1].

Возмездное оказание услуг становится все более значимым для молодой российской экономики. Отсюда ее дальнейшее расширение и усложнение, которые в свою очередь приводят к появлению новых законов, регулирующих договорные отношения в сфере услуг. И очень важно, чтобы эти нормативно-правовые акты готовились настоящими юристами, а не «мудрецами».

Считаю, что в проведенном исследовании автором даны ответы не на все вопросы, раскрывающие и разрешающие проблемы правового регулирования при оказаниигостиничных услуг, поэтому они несут дискуссионный характер и приглашают на дальнейшее обсуждение.  

 

Литература

1. Алексеев С. С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей / С. С. Алексеев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма, 2009. – С. 90.
2. Анисимов, А. П. Договорное право : практ. пособие для бакалавров и магистратуры / А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков, С. А. Чаркин ; под общ. Ред. А. Я. Рыженкова. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – С. 142.
3. Егоров В. Е. Некоторые проблемы правового регулирования в сфере гостиничных услуг // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право, Управление. 2017. № 6. – С. 114 – 119. 
4. Кусков А.С., Сирик Н.В. Правовое обеспечение сферы туризма: учебное пособие / А.С. Кусков, Н.В. Сирик. – Москва. : ФОРУМ; ИНФРА_М, 2014. – с. 187.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 19. 10. 2015 г. № 5796.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован