Эксклюзив
Егоров Вячеслав Елизарович
20 ноября 2017
8250

Некоторые проблемы правового регулирования в реализации гостиничных услуг

         В статье автор рассматривает правила, действующие в сфере гостеприимства, выявляет проблемы правового регулирования в реализации гостиничных услуг, приводит свои суждения и предлагает предложения по устранению выявленных проблем.

         Ключевые слова: гостиничные услуги, реализация гостиничных услуг, договор реализации гостиничных услуг, предмет и объект договора. 

Как известно гостиничные услуги входят в сферу гостеприимства, то есть комплекс отраслей, главная задача которых связывается с обслуживанием туристов во время их пребывания в местах туристского показа. Данная сфера входит в область экономики туризма, наряду с общественным питанием, предприятием транспортного обслуживания, объектами и средствами развлечения и иными видами деятельности.

Неудивительно, услуги связанные размещением туристов, согласно действующему законодательству [1] непосредственно входят в комплекс услуг под названием туристский продукт и приобретают важную роль при реализации прав граждан на отдых и путешествие.

Изучением предоставления гостиничных услуг в целом занимаются и социологи, и экономисты и, конечно же юристы. Но все же проблема правового регулирования предоставления услуг в сфере гостеприимства в доктрине права не нашла соответствующего внимания.

К примеру, по мнению А.С. Кускова и Н. В. Сирик [2, с. 187] «в российском законодательстве не определен вид договора, заключаемого между постояльцем и гостиницей». А если это так, то можно только представить, что отношения между потребителем – постояльцем и гостиницей должны строиться в рамках статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть по договору возмездного оказания услуг.

Противоречивые суждения в юридической литературе и практической деятельности дали основание для принятия новых Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, которые были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 года за № 1085 [3] (далее Правила).

Названные Правила были разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и стали регулировать правоотношения, возникающие при предоставлении гостиничных услуг. Правила подчеркивают, что они распространяются только на деятельность гостиниц и иных средств размещения, исключая при этом деятельность всех видов туристских лагерей, баз, кемпингов, ведомственных общежитий, сдачи внаем комнат, спальных железнодорожных вагонах и иных транспортных средствах.

Примечательно, что в пункте 3 Правила приводят основные понятия как то гостиничные услуги, гостиница и иное средство размещения, потребитель, исполнитель и т.д. Остановимся на этих понятиях, так как они наиболее значимы для раскрытия нашего вопроса исследования.

Отныне гостиничные услуги – это комплекс услуг по обеспечению временного проживания в гостинице, включая сопутствующие услуги, перечень которых определяется исполнителем.

Гостиница и иное средство размещения приведены в Правилах как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество) предназначенный для оказания гостиничных услуг.

Понятие потребителя Правила приводят в следующей редакции: гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и (или) использующий гостиничные услуги исключительно для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем, Правила называют организацию независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющие потребителю гостиничные услуги.

Особого интереса заслуживает содержание понятия заказчика, приведенное в Правилах: физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее или приобретающее гостиничные услуги в соответствии с договором об оказании гостиничных услуг (далее-договор) в пользу потребителя.

Как видно из приведенных понятий Правила используют различную терминологию в раскрытии понятий. Гостиничные услуги в одном месте обеспечиваются и оказываются исполнителем, в другом – приобретаются, в третьем – предоставляются и используются.  Тем самым мы видим, нет четкого определения в раскрытии понятия гостиничные услуги, что существенно вводит потребителя в заблуждение и, в конечном итоге, порождает двоякое толкование названных дефиниций, а это недопустимо в юриспруденции.

В правоведении услуги приобрели доктринальную значимость, особенно в условиях рыночных отношений как ведущая гражданско-правовая категория. Однако в законодательстве отсутствует четкое определение услуги. Отдельные нормативные акты приводят различные виды услуг, но не раскрывают специфическую природу услуги.

В науке отмечается, что дать точное определение понятия услуги не просто. По мнению разных исследователей, услуга представляет собой не вещь, не материальный предмет, а весьма разнообразную по характеру деятельность, работу.

Г. М. Вельяминов замечает, что услугу в юриспруденции определяют, как разновидность товара, для которого момент производства и момент потребления совпадают во времени, или в качестве работы, сделанной для других, результатом которой не являются осязаемые вещи или товары. Услуги, по его мнению, называют иногда "невидимыми статьями торговли [4, c. 211].

А. В. Дроздова определяет услугу как объект гражданских прав и приводит следующее понятие как "способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате действия (операции) или деятельности определенного человека или организации, допускаемой действующим правопорядком" [5].

А. П. Анисимов, А. Я. Рыженков и С. А. Чиркин, полагают, что в теории гражданского права договор оказания услуг, его отдельные элементы и виды служат предметом тщательного исследования, а само понятие услуга – одним из дискуссионных [6, с. 174].

Услуга по их мнению представляет собой осуществляемые по заказу действия или деятельность, которые не имеют материального результата.  Иными словами услуга, то есть поведение обязанных лиц, не имеет материальной формы, только их результат и является объектом обязательственных прав.

Как мы уже отметили, гостиничные услуги входят в состав турпродукта. В таком случае, можно обратиться к закону о туристской деятельности, где довольно четко определено каким образом туристские услуги (турпродукт) оказываются туристам. Закон определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Таким образом реализация туристских услуг, осуществляется на основании договора о реализации туристского продукта.

Следовательно можно смело предположить, что гостиничные услуги также реализуются, а не приобретаются потребителем по договору как отмечено в Правилах.

Отсюда возникает необходимость внесения изменения в п. 3. Правил в предлагаемой нами редакции: «гостиничные услуги» – комплекс услуг реализуемый потребителю на время проживания в гостинице по договору о реализации гостиничных услуг.

Требования к гостиничным услугам должны строго определяться договором, для заключения которого необходимо достигнуть соглашения по всем существенным условиям. К ним можно отнести условия о реализуемых услугах, цену и срок договора. В нем четко должны прописываться объем и качество услуг, реализуемые исполнителем. Договор реализации гостиничных услуг оформляется в письменной форме и подписывается двумя сторонами.

Таким образом договор становится важным документом, свидетельствующим достижения соглашения между потребителем и исполнителем. Кроме того, заключение договора является регулирующим правоотношения юридическим фактом между потребителем и исполнителем. Это фактически сделка, порождающая договорные правоотношения между сторонами.

Сторонами договора реализации гостиничных услуг являются с одной стороны, потребитель, то есть физическое лицо имеющее намерение реализовать или реализующее гостиничные услуги исключительно для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также заказчик (физическое или юридическое лицо) имеющее намерение реализовать в будущем гостиничные услуги в пользу потребителя, и с другой стороны, гостиница и иное средство размещения, представляющие собой имущественный комплекс, предназначенный для оказания гостиничных услуг. Правила предписывают для осуществления своей деятельности обязательное наличие у гостиницы свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения в Российской Федерации.  

Предметом договора являются отношения, возникшие между потребителем и исполнителем по реализации гостиничных услуг, где потребитель являясь кредитором, заказывает услуги, платит за них и требует надлежащего исполнения, а должник (исполнитель) обязуется предоставить соответствующие гостиничные услуги, реализуемые надлежащим образом, получает за них плату и отвечает за их качество перед кредитором.

Объектом договора становятся реализованные гостиничные услуги, достигнутые как конечный результат по договору, то есть то по поводу чего возникает правоотношение по договору между субъектами.

Договор консенсуальный, двусторонний, и носит возмездный характер.

В соответствии с п. 20 Правил договор должен содержать обязательные требования: наименование исполнителя, сведения о его государственной регистрации; сведения о заказчике (потребителе); сведения о предоставляемом месте в гостинице; цену номера (места в номере); период проживания в гостинице; а также иные необходимые сведения, входящие в комплекс гостиничных услуг по усмотрению исполнителя.

Примечательно, что Правила запрещают исполнителю без согласия потребителя предоставлять иные платные услуги, не входящие в цену номера. А вот без дополнительной оплаты исполнитель, по просьбе потребителя обязан обеспечить рад услуг, как то вызов скорой помощи и других специальных служб; пользование медицинской аптечкой; доставка в номер корреспонденции, адресованной потребителю, по ее получении; побудка к определенному времени; предоставлении кипятка, иголок, ниток, одного комплекта посуды и столовых приборов; а также иные услуги по усмотрению исполнителя.         

Исполнитель обязан обеспечить реализацию потребителям гостиничных услуг круглосуточно, как прибывающим в гостиницу, так и убывающим из нее.

Потребитель, со своей стороны, обязан оплатить реализованные гостиничные услуги в полном объеме. А исполнитель обязан, после осуществления расчета с потребителем, выдать потребителю кассовый чек или иной документ, оформленный на бланке строгой отчетности.

Кроме этого, потребитель обязан соблюдать правила проживания в гостинице и пользования гостиничными услугами, установленные в гостинице исполнителем самостоятельно в рамках действующих Правил.

Особо необходимо отметить, что Правила предусматривают возможность как потребителя так и исполнителя применить право в любое время отказаться от договора реализации гостиничных услуг. При этом потребитель должен оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы. Исполнитель в одностороннем порядке может отказаться от реализации договора, если потребитель нарушает условия договора. 

Исполнитель отвечает за сохранность вещей потребителя в соответствии с действующим гражданским законодательством, требования которого изложены в ст. 925 ГК РФ.

Правила также предусматривают ответственность исполнителя, как стороны договора по действующему законодательству за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации гостиничных услуг; за вред, причиненный жизни или здоровью потребителя в результате реализации гостиничных услуг, не отвечающих требованиям и (или) условиям договора.

Ответственность потребителя наступает в том случае если он теряет или наносит повреждения по своей вине имуществу гостиницы.

В заключении целесообразно отметить, что Правила хоть и новые, но страдают некоторой правовой безграмотностью, особенно в пункте 3 главы I Общие положения. 

К примеру: кроме понятия «гостиничные услуги» где нами предложена своя редакция, вызывает особый интерес понятие «потребитель» им назван гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий и (или) использующий гостиничные услуги исключительно для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Разве потребителем может быть только гражданин нашей страны? Иностранные граждане не могут быть потребителями гостиницы? Целесообразно было указать вместо гражданина физическое лицо, что подразумевает в качестве потребителя и наших граждан и иностранных. Кроме этого, гостиничные услуги не приобретаются, не используются и не продаются, а реализуются в соответствии с договором.

Предлагается понятие потребителя изложить в следующей редакции: «потребитель» – физическое лицо, имеющее намерение заключить договор реализации гостиничных услуг или заключивший договор реализации гостиничных услуг для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Понятие «заказчик» также требует изменения и рекомендуется изложить в следующей редакции: «заказчик» – физическое (юридическое) лицо, имеющее намерение реализовать или реализующее гостиничные услуги в соответствии с договором реализации гостиничных услуг (далее – договор) в пользу потребителя.

В Правилах договор поименован «договором об оказании гостиничных услуг», что так же несколько не соответствует нормам гражданского законодательства и требует изложения в предлагаемой нами редакции: договор реализации гостиничных услуг.

Думается, что в проведенном исследовании автором даны ответы не на все вопросы, раскрывающие и разрешающие проблемы правового регулирования в реализации гостиничных услуг, поэтому они несут дискуссионный характер и приглашают на дальнейшее обсуждение.

  

Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 28. 12. 2016) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02. 12. 1996, N 49, ст. 5491.

2. КусковА.С., Сирик Н.В. Правовое обеспечение сферы туризма: учебное пособие / А. С. Кусков, Н. В. Сирик. – Москва: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2014. – 400 с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации  // Собрание законодательства Российской Федерации, 19. 10. 2015 г. № 5796.

4.  Анисимов А.П. Гражданское право России. Особенная часть: учебник для бакалавров / А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чиркин; под общ. Ред. А.Я. Рыженкова. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 703 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

5. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004. - 496 с.

6. Дроздова А. В. Понятие и содержание услуги как объекта гражданских прав. Сибирский Юридический Вестник. - 2003. - N 1. Режим доступа: URL: http: // www. law. edu. Ru / doc / document.asp? docID=1125002 [Дата обращения 24. 09. 2017 г.].

 

Об авторе

Егоров Вячеслав Елизарович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, юридический факультет, Псковский государственный университет, Россия.  

 

V. E. Egorov

SOME PROBLEMS OF LEGAL

REGULATION IN IMPEMENTATION OF HOTEL SERVICES

In the article the author considers rules acting in the sphere of hospitality, reveals problems of legal regulation in implementation of hotel services, and gives his points of view and suggestions on elimination of the revealed problems.

Key words:  hotel services, implementation of hotel services, contract of implementation of hotel services, subject and object of contract

About the author

Egorov Vyacheslav  Yelizarovich, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of  the Department of Civil Law and Process of the  Law Faculty of the Pskov State University.

 

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован