06 октября 2005
1636

Дмитрий Суслов: Москве пора перестать быть аутсайдером в диалогах о судьбе Европы

На прошедшем в Лондоне саммите РФ-ЕС удалось добиться многого. Это, во-первых, одобрение Евросоюзом строительства Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря, несмотря на открытое сопротивление стран Центральной и Восточной Европы.

Во-вторых, принципиальное решение вопроса об упрощении визового режима: стороны намерены подписать оба соглашения (упрощение и реадмиссия) еще во время британского председательства. Согласие главных органов ЕС (совет и комиссия) опять-таки было получено вопреки намерению Эстонии и Латвии, чьей позиции симпатизировали многие `малые` и новые страны ЕС, блокировать эти документы до тех пор, пока не будут окончательно решены пограничные вопросы РФ с государствами Балтии.

Причина этих успехов носит двоякий характер. С одной стороны, это связанная с кризисом в ЕС постепенная децентрализация процесса принятия решений в Евросоюзе, снижение авторитета Комиссии ЕС (КЕС). Эти успехи как нельзя лучше демонстрируют, чего может достигнуть Россия на европейском направлении, если ЕС действительно будет развиваться в сторону либерального общего рынка, а не квазигосударства. Данные согласования были достигнуты во многом благодаря эффективной работе Москвы на двустороннем и многостороннем уровнях (Россия-Совет ЕС), а не на наднациональном уровне комиссии.

С другой стороны, это появление некоторых предпосылок к оздоровлению российского подхода к Евросоюзу. Болезнь российско-европейских отношений во многом заключается в согласии Москвы идти на те или иные уступки европейской бюрократии ради создания видимости прогресса и динамики отношений. Теперь, похоже, европейской стороне, и в первую очередь комиссии, было недвусмысленно заявлено, что уступок больше не будет, а стратегия `выкручивания рук` не пройдет.

Главным положительным итогом саммита следует считать формирование принципиальной позиции России на выработку качественно нового Договора Россия-ЕС взамен истекающего в 2007 году и сильно устаревшего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Позиции, с которой Евросоюзу уже приходится считаться. Нельзя не приветствовать того факта, что сценарий автоматического продления СПС при переносе реального центра тяжести отношений на `общие пространства` признан в Москве неприемлемым, причем на самом высоком уровне. Новый договор сможет качественно изменить формат российско-европейских отношений (нынешний является наиболее проигрышным среди тех, что страна - не член ЕС может иметь с Евросоюзом) и, главное, придать им цель и стратегическое видение.

Для того чтобы это произошло, России уже сейчас необходимо подключаться к двум дискуссиям: каково будущее место России относительно ЕС и каково будущее интеграционной модели ЕС? Невозможно наполнить новый договор содержанием, не представляя, что России стратегически нужно от Евросоюза. В свою очередь, нельзя ответить на этот вопрос, не имея видения того, чем ЕС станет через 20-30 лет, и не способствуя его трансформации в выгодном для РФ направлении. Пока подобная дискуссия в России отсутствует, автоматически превращая ее в аутсайдера европейской политики.

Отвечая на эти вопросы, следует учитывать также то, что по демографическим, военно-политическим, экономическим показателям, а также своей привлекательности Россия не будет в состоянии претендовать на роль полностью независимого центра силы в международных отношениях и центра притяжения для прилегающих стран. ЕС же через 15-20 лет будет принципиально иным - более децентрализованным и разнородным образованием. По крайней мере сегодня активная позиция России (при условии сближения ее социально-политической модели, норм и ценностей с европейскими) может этому серьезно поспособствовать.

Именно это понимание и соответствующее подключение к европейской дискуссии и станет полным оздоровлением российского подхода к ЕС.

На данный момент отношения `Россия-ЕС` все еще пребывают в кризисе, частично усугубленном вышедшим на поверхность после провала Евроконституции кризисом самого ЕС и невнятной реакцией на него Москвы. Прохладная политическая атмосфера объясняется рядом факторов. Во-первых, избирательное приглашение иностранных гостей на летние торжества по случаю юбилея Калининграда вкупе с историей с пограничными договорами РФ с Латвией и Эстонией подпортили и без того не самые радужные отношения России с `новыми` странами ЕС.

Во-вторых, натянутыми остаются контакты Москвы с Комиссией ЕС (КЕС), в особенности с ее председателем Жозе Мануэлом Баррозу и торговым комиссаром Питером Мандельсоном. Здесь подавляющая часть вины лежит именно на КЕС, по своим внутренним причинам объявившей России в последнее время почти что войну. В Брюсселе, видимо, предполагали, что она будет `маленькой и победоносной`. Чего стоит, например, направленное Владимиру Путину за несколько дней до саммита письмо Баррозу, в котором тот в жесткой форме требует от Москвы отменить взимаемые на совершенно справедливой основе компенсационные выплаты за транссибирские перелеты и снять ограничения на доступ европейских авиакомпаний в российское воздушное пространство. Последнее, к слову, лишало бы РФ части суверенитета над собственной территорией. В противном случае, угрожал Баррозу, Россию не пустят в ВТО. К чести российских дипломатов и президента Путина (изначально занявшего по данному вопросу жесткую позицию) европейского бюрократического блицкрига по транссибирским перелетам не получилось.

Наконец, в-третьих, не лучшие времена переживают отношения РФ с Великобританией - страной - председателем Евросоюза. Показательно, что после июльских терактов в Лондоне, когда из Великобритании стали высылать лиц, подозреваемых в других странах в причастности к террористическим организациям, никто не вспомнил об Ахмеде Закаеве. А на прозвучавшие перед саммитом очередные призывы России выдать его (что могло бы радикально улучшить атмосферу саммита) вновь последовал отказ. Тесные отношения с Лондоном, председательствующим в ЕС в рубежный для его развития период, продвигающим выгодную РФ позицию по реформированию ЕС, открыли бы перед российской дипломатией массу возможностей.


Об авторе: Дмитрий Вячеславович Суслов - заместитель директора по исследованиям Совета по внешней и оборонной политике.

Опубликовано в Независимой газете от 06.10.2005
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован